Дата публикации: 11.04.2015 13:53
Дата изменения: 11.04.2015 13:59

Правительством Республики Казахстан принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» № 210-V  от 18.06.2014 года.

Основными целями Закона являются снижение потребления алкоголя, сокращение теневого оборота алкогольной продукции, ужесточение законодательства, совершенствование отдельных норм законодательства и содержит следующие основные нормы:

- расширение перечня мест, запрещающих продажу спиртных напитков, а именно в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, автозаправочных станций, торговых рынков, культурно-досуговых организаций;

- отмена запрета на реализацию алкогольной продукции в радиусе ста метров от детских учреждений и организаций образования;

- увеличение времени по запрету реализации крепкой алкогольной продукции;

- усиление ответственности за реализацию алкогольной продукции лицам в возрасте до 21 года и за нарушение времени продаж алкогольной продукции;

- увеличение размеров лицензионного сбора для производителей этилового спирта и алкогольной продукции;

- ежегодная уплата лицензионного сбора субъектами, осуществляющими оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции;

- наделение субъектов рынка и потребителей  правами самостоятельного определения подлинности учетно-контрольных марок;

- установление минимального процента использования производственной мощности и минимального объема производства производителями этилового спирта и водки;

- введение для импортеров, осуществляющих ввоз алкогольной продукции со стран Таможенного союза обязательства о целевом использовании учетно-контрольных марок;

- введение модернизированных контрольных приборов учета, для контроля объемов производства этилового спирта и алкогольной продукции;

- поэтапная отмена акцизных постов на предприятиях, производящих алкогольную продукцию или импортирующих ее;

- исключение норм касательно лицензирования импорта этилового спирта и алкогольной продукции;

- исключение норм касательно скрытой рекламы алкогольной продукции;

- ужесточение административной ответственности.

При этом необходимо обратить внимание на различные сроки введения норм, установленные статьей 2 Закона.

Вместе с тем по приостановленным нормам Закона поясняем следующее:

  1. Согласно пункту 2 статьи 3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), законодательные акты Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в настоящий Кодекс, за исключением изменений и дополнений по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, а также улучшению положения налогоплательщиков (налоговых агентов), могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января года.

В связи, с чем нормы Налогового кодекса вводятся в действие с 2015 года, за исключением пункта 7 статьи 653 Налогового кодекса который вводится в действие 2016 года.

При этом в период приостановления данная норма действует согласно пункту 4 статьи 2 Закона.

Так, с 1 января 2015 года предусматривается упразднение акцизных постов у производителей коньячного спирта и импортеров алкогольной продукции, с 1 января 2016 года у производителей алкогольной продукции.

Таким образом, с 1 января 2016 года акцизные посты будут устанавливаться только на территории налогоплательщика, осуществляющего производство этилового спирта (кроме коньячного спирта), бензина (за исключением авиационного), дизельного топлива и табачных изделий.

Норма Закона, устанавливающая минимальный процент использования производственной мощности и минимальный объем производства производителями этилового спирта и водки установлен поэтапно: с 2015 года – 20%, с 2016 года – 30%, с 2017 года – 40 % но не менее 100 тысяч декалитров в год.

При этом новый пункт 10 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» вводится в действие с 2017 года.

В связи с чем, в пункте 5 статьи 2 Закона установление минимального процента использования производственной мощности и минимальный объем производства расписаны по годам:

1) с 1 января 2015 года до 1 января 2016 года:

10. Производство этилового спирта (кроме коньячного спирта), водок и водок особых допускается при использовании не менее двадцати процентов от производственной мощности, указанной в паспорте производства, но не менее двадцати пяти тысяч декалитров в календарный квартал;

2) с 1 января 2016 года до 1 января 2017 года:

10. Производство этилового спирта (кроме коньячного спирта), водок и водок особых допускается при использовании не менее тридцати процентов от производственной мощности, указанной в паспорте производства, но не менее двадцати пяти тысяч декалитров в календарный квартал.

Вместе с тем необходимо отметить, что Законом вводится ежегодный лицензионный сбор для лиц осуществляющих оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции.

При этом для лиц осуществляющих розничную реализацию алкогольной продукции сумма ежегодного лицензионного сбора установлена, с дифференциацией в зависимости от административно-территориальной единицы (в столице, городах республиканского и областного значения – 100 МРП; в городах районного значения и поселках - 70 МРП; в сельских населенных пунктах – 30 МРП).

Следует отметить, что согласно пункту 3 статьи 472 Налогового Кодекса лица, получившие лицензию на осуществление деятельности по хранению, оптовой и розничной реализации алкогольной продукции, уплачивают сумму сбора ежегодно до 20 января текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере.

При этом ежегодной лицензионный сбор уплачивается за каждый объект деятельности.

В случае не уплаты лицензионного сбора по сроку, 21 января принимаются все необходимые меры согласно действующего законодательства за нарушения установленных законом требований по уплате ежегодного лицензионного сбора за право реализации алкогольной продукции.

Кроме того, Законом расширен перечень мест, запрещающих продажу спиртных напитков, а именно в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, автозаправочных станций, торговых рынков, культурно-досуговых организаций.

Согласно статье 27 Закона Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре» культурно-досуговым организациям относятся центры повседневного общения (клубы, парки культуры и отдыха, дома и дворцы культуры, центры (дома) народного творчества и другие), развития личности, самодеятельного художественного народного творчества, деятельность которых регулируется в порядке, установленном уполномоченным органом.

Также, согласно подпункту 14) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 2 декабря 1999 года «О физической культуре и спорте» к физкультурно-оздоровительным, спортивным и спортивно-техническим сооружениям относятся объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий.

Относительно продажи спиртных напитков через интернет-магазины поясняем, что в Законе предусмотрен запрет и ответственность.

Кроме того, Законом внесены изменения в Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения», в Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан» в части исключения нормы по запрету на реализацию алкогольной продукции в радиусе 100 метров от детских учреждении.