Дата публикации: 28.04.2018 16:23
Дата изменения: 28.04.2018 16:25

Порядок проведения налоговых проверок

Статьей 60 увеличен до 150 000 МРП порог по СГД ликвидируемого налогоплательщика для проведения аудита по налогам. Кроме того улучшены условия для осуществления аудита по налогам аудиторскими организациями при ликвидации юридических лиц или прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей. Отменена административная ответственность в отношений аудиторских организации в виде лишения лицензии за недостоверное составление аудиторского заключения по налогам).

Статьей 66 установлено, что деятельность физических лиц, занимающихся частной практикой (адвокаты, частные нотариусы, частные судебные исполнители, профессиональные медиаторы) будет прекращаться без проведения налоговой проверки (на основе камерального контроля).

Пунктом 1 статьи 138 установлено, что налоговой проверкой является проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением, которого возложен на налоговые органы, за исключением исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии в окружающую среду (кроме налогового обязательства по плате за эмиссии в окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников).

 В  целях улучшения редакции проекта Налогового кодекса виды налоговых проверок (комплексная, тематическая, встречная и хронометражное обследование) изменены на формы. Виды налоговых проверок определены как выборочная налоговая проверка и внеплановая налоговая проверка.

Пунктом 7 статьи 140 установлено, что в целях сокращения количества встречных проверок органы государственных доходов вправе направлять запросы  лицам, осуществлявшим  операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого органом государственных доходов проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения от указанных лиц дополнительной информации о таких операциях. Порядок направления запроса и получения ответов по таким запросам будет утверждаться уполномоченным органом.

Пунктом 5 статьи 145, пунктом 2 статьи 143 и пунктом 2 статьи 144 установлено, что назначение  тематических (рейдовых) налоговых проверок или хронометражных обследований на основании решения органа государственных доходов по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика, и (или) по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, также назначение встречных проверок будет устанавливаться подзаконным нормативным правовым актом.

Пунктом 3 статьи 145 предусмотрены основания внеплановых налоговых проверок, при этом в рамках нового Налогового кодекса такие основания снижены с 32 до 12, т.е. на 62%.

Статья 150 предусматривает внедрение стандартного файла проверки.

С 1 января 2019 года налогоплательщик посредством своих информационных систем бухгалтерского и налогового учета будет выгружать стандартный файл по форме, утверждаемой приказом Министра финансов Республики Казахстан, и представлять его на добровольной основе в ходе налоговой проверки.

Проверяющий сможет изучить данный файл и в последующем сфокусироваться на определенных операциях, тем самым, сократив фактические сроки проведения проверки и минимизировав контакт с налогоплательщиком.

Статьей 152 отменено проведение встречных проверок поставщиков экспортеров, взамен в случае выявления нарушений по камеральному контролю будут  направляться уведомления по камеральному контролю.

Введены новые статьи 155 и 156, устанавливающие при проведении налоговых проверок права и обязанности должностного лица  органа государственных доходов и налогоплательщика (налогового агента).